четверг, 21 февраля 2013 г.

Методическая разработка «Развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста»


Каждый ребенок художник
Методическая разработка
воспитателя МБДОУ №22 Н.С.Колпаковой

В данном пособии содержатся рекомендации по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для воспитателей, преподавателей изобразительной деятельности, а также всех, кто заинтересован в художественном развитии своих детей.


Актуализация развития художественной одаренности обусловлена  сенситивностью данного периода развития. Работы детей в этом возрасте не просто предвещают возможные достижения, но уже обладают художественной ценностью. Перед педагогом стоит очень сложная задача развития художественной одаренности. Некоторые дети, обладая высокими интеллектуальными творческими способностями в области создания художественного образа, не могут передать художественный образ средствами изобразительного искусства из-за слабо развитых технических навыков. Большинство педагогов воспринимают это возрастное своеобразие с негативной стороны: как неумение, слабость, от которой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенка рисовать как «взрослые». Этим самым в работах детей пропадает самое ценное - «детская художественность» - будучи художественными, работы остаются детскими и в содержательном, и в формальном отношении[9]Другие дети, обладая высокоразвитой мелкой моторикой, не могут самостоятельно создать художественный образ. 
Многолетний педагогический опыт и собственная исследовательская деятельность, целью которой являлось раннее выявление и развитие художественной одаренности, позволили мне определить теоретические позиции художественной одаренности детей и разработать технологию развития художественных способностей.
Основными средствами развития художественных способностей является овладение детьми специфическими средствами изобразительной деятельности (символика цвета, характер линии, форма, композиция) и развитие художественного воображения. Отказ от образца, анализа, показа детальной техники выполнения задания позволит избежать стереотипности детских работ, которая и сегодня имеет место.
Ведущим видом деятельности в развитии ребенка является игра. Поэтому в развитии художественных способностей предлагаются игровые методы и приемы, которые используются не только в непосредственной образовательной деятельности, но в течение всего дня в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Для развития художественного воображения и чувства цвета предлагаются игровые упражнения и творческие задания[10]При выполнении данных работ, приоритетным является работа над символикой цвета. Дети овладевают символикой цвета как одним из средств создания художественного образа.
В данном пособии также подобрана серия игр для развития художественного воображения и чувства формы[3], в которых детям предлагается из готовых контурных изображений геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше вариантов изображений.
Игровые упражнения, направленные на развитие графических навыков, художественного воображения и чувства ритма [3] можно использовать не только в дошкольном учреждении, но и рекомендовать родителям для организации домашнего досуга. Выполняя данные игровые упражнения, дошкольники овладевают способом ритмической организации различных линий, форм, предметов, используют художественный ритм для создания выразительного художественного образа, орнамента, узора, или передачи различных явлений природы (снег, дождь, ветер).
В работе с детьми предусматривается выполнение творческих заданий, позволяющих воплотить художественный замысел: «Влюбленный Бармалей», «Арлекин и Пьеро» и др.[9]
 Однако следует заметить, что художественная одаренность невозможна без овладения специальными техническими задачами. Неправомерно полагать, что приобретение специальных навыков вредит художественному развитию. Речь идет лишь о приоритетах: что является целью, а что средством? Руку маленького художника нужно развивать и знакомить его с различными приемами изображения. Но для этого следует использовать не унылые специальные упражнения, вроде проведения многочисленных прямых, наклонных, круговых и прочих линий, или точно воспроизводить графические образы, когда мы задаем сразу форму, цвет и образ, рисуя помидор, огурец или любой другой объект. Гораздо эффективнее при обучении специальным техническим навыкам прибегнуть к непроизвольной игровой форме. В этом случае ребенок овладевает ни каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определенному научиться, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого. И такое обучение бывает очень эффективным. Ребенок может гораздо больше запомнить слов в игре, чем когда от него требуют выучить стихотворение или просто запомнить слова.
С целью совершенствования технических навыков детей были подобраны специальные игровые задания и игры, которые можно проводить в течение дня. Например, задание «Трудная дорога», «Молния»[9].
Выполнение вышеназванных игровых заданий должно носить игровой характер. Ребенок не должен подозревать, что с ним играют не ради самой игры, а с целью получения обучающего эффекта. Поэтому результат продуктивной деятельности ребенка можно обсуждать лишь с точки зрения спортивных удач или неудач, а не с точки зрения развития двигательных навыков. В противном случае данное игровое обучение может превратиться из произвольного в принудительное.
Художественная одаренность детей проявляется достаточно рано. Родителям следует также обратить внимание на ее развитие. Одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его ограничивать и  одергивать. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит от влияния родителей и других взрослых дома, в детском саду, школе. Семья, детский сад способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Очень важно во взаимоотношении с одаренными детьми:

  •   избегать критики первых опытов, как бы ни были они неудачны, относиться к ним с симпатией и теплотой;
  •    помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся задания;
  •   не уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности: одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать чувства неприязни, зависти сверстников, создать атмосферу социального неблагополучия;
  •   помогать справляться с разочарованием и сомнением, сохранять свои творческие замыслы, находя награду в себе самом и меньше переживать о своем признании окружающими: оно пусть и не скоро, но придет [8].


В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит от влияния родителей и других взрослых дома, в детском саду, школе. Семья, детский сад способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Это не означает, что каждый рисующий ребенок сможет или должен в будущем стать профессиональным живописцем. Большинство взрослеющих детей найдут другие, предпочтительные для них области, где проявятся их способности. А приобретенный опыт художественного творчества останется их личным достоянием и, возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере действительности.
Литература
1.     Адаскина А.А  Художественное восприятие действительности у детей и взрослых. - М.,2001.
2.     Дранков  В.Л. Многогранность способностей как ошибочный критерий художественного таланта. - М: «Издательство Магистр» 1998.г.
3.     Дрезниина М.Г. Обучение дошкольников рисованию. – М.: Издательство «Ювента», 2002.
4.     Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.:1959.
5.     Коренева Е.Н. Образовательное взаимодействие и его интегративная регуляция. Ярославль, 2005.
6.     Коренева Е.Н. Психологические проблемы одаренности: Ярославль, 1998.
7.     Корнева. Е.Н. Нестандартные дети:- Ярославль, Академия развития. 2005.
8.     Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г. Одаренные дети:-М.,1991.
9.     Мелик – Пашаев. А..А, З.Н. Новлянская. Ребенок любит рисовать: – М.: Издательство «Чистые пруды», 2007.
10.           Мелик – Пашаев. А..А, З.Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству: -М.: Педагогика, 1987.
11.           Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. -  М.: «Прогресс- Традиция» 2000г.

15 комментариев:

  1. Наталья, очень интересной и важной теме посвящена ваша работа. Отметила для себя большое разнообразие творческих заданий. Посоветуйте пожалуйста, с каких творческих упражнений лучше начинать развивать художественную одаренность у трехлетнего ребенка. Заранее спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Сергеевна - это кудесница всего самого необыкновенного и красивого, что создается в нашем саду самой Натальей Сергеевной и ее талантливыми воспитанниками. Это не простая работа. Уметь увидеть, почувствовать и передать свои эмоции в работе, уметь фантазировать и превращать обыденное в нечто удивительное, уметь пользоваться разными техниками и приемами письма и лепки. Все это кропотливый труд преподавателя и воспитанников. Наталья Сергеевна очень коммуникабельный, легкий на подъем и уважающий детей человек. Поэтому наши ребята тянутся к ней, любят и стараются изо всех сил. Тому подтверждение полученные грамоты и дипломы на различных конкурсах и фестивалях. Наталья Сергеевна делает наших детей лучше, глубже. Несомненно она также является одним из лучших педагогов дошкольного учреждения.

    С уважением и благодарностью, семья Погребняк.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья,хорошая разработка! Понравился, подход к развитию творческих способностей, избавленный от образцов и стереотипов. Также понравились игры на развитие моторики и темы творческих заданий, буду применять на практике. Анастасия

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, мне как маме было очень интересна Ваша работа. Возникло желание попробовать со своим ребенком выполнить предложенные вами творческие задания. Почерпнула для себя интересную информацию. Желаю творческих успехов Вам и Вашим воспитанникам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.Пробуйте, творите.Успехов вам в ваших начинаниях.

      Удалить
  5. Наталья,открыла много нового в вашем подходе к обучению рисованию детей. Все происходит в форме игры.Дети довольны и с радостью идут в Вам на занятия!Удачи во всем!Успехов в творческой работе!

    ОтветитьУдалить
  6. Чайка Елизавета27 февраля 2013 г. в 21:42

    Наталья,всегда приятно наслаждаться успехами ваших учеников.От педагога многое зависит.Таких педагогов как вы единицы.Наталья Сергеевна педагог от бога спасибо ей за то, что она делает для нас.А ваши игры и задания будем с удовольствием применять на практике.Подскажите пожалуйста ребенку 4 года карандашами рисуем с удовольствием,а краски и гуашь нам не нравятся.И как научить ребенка творить самому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Попробуйте предложенные мной игровые задания на развитие воображения и чувства цвета. Постарайтесь увлечь ребенка необычными материалами яркими красками и интересной тематикой. Совершите космическое путешествие, нарисуйте планеты, пришельцев, различные летательные аппараты дайте полет своей фантазии. Можно рисовать акварелью по мокрой бумаге, звезды и кометы, поверхности различных планет. Предложить ребенку на не высохшую акварельную краску бросить не много крупной соли посмотреть что получится. Можно рисовать флюрисцентными красками на темной бумаге.Вы увидите ваш ребенок полюбит рисовать красками.

      Удалить
  7. Захарова Ирина27 февраля 2013 г. в 21:53

    Наталья, прекрасный человек и изумительный педагог.Меня всегда восхищало ваше творчество.Очень радует что вы всегда в движении, новые идеи и подходы.Ну ,а если растет педагог то и дети растут. Честь и хвала такому педагогу.Скажите ребенку 2 года он в цветах разбирается лучше меня. Что делать дальше? Как правильно развивать этот талант?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Играйте в цветовые угадайки смешивайте основные цвета с белым расскажите ребенку про волшебный белый цвет, который делает все цвета более нежными, спокойными.Черный наоборот может успокоить бурное веселье красного, оранжевого, желтого вместе вы посмотрите какие интересные оттенки могут получиться.Рисуйте с ребенком по мокрой бумаге (формат листа А3, кисть белка №9 очень хорошо если дома есть мольберт).Рисуя небо можно экспериментировать с синим и красным цветом, получить фиолетовый.Подружив красный и желтый получить,оранжевый и смело рисовать "Закат".Творческих вам успехов.

      Удалить
  8. Когда видишь такие работы детей,это означает,что педагог талантлив,и делится своим талантом с детьми,очень интересные,яркие и красочные работы.Остается сожалеть,что сын не посещает ваш детский сад.Мария

    ОтветитьУдалить
  9. В наше убарнистическое время родители чаще дают детям планшеты и ноутбуки,забывая о силе творчества и его возможностях! Очень здорово,что есть такие педагоги,которые доносят важность детского творчества для развития ребенка их родетелям! Желаю успехов, Наталья! Ольга

    ОтветитьУдалить
  10. Home | Casino | Jordan12-Retro
    The ultimate in online gambling, Jordan12 was built to meet the jordan 18 white royal blue to me needs of the most discriminating and experienced where to find air jordan 18 retro men blue sports bettors. It is show to buy air jordan 18 retro yellow suede a place air jordan 18 retro racer blue cheap to gamble in how can i buy air jordan 18 retro red suede and out

    ОтветитьУдалить